Карбюратор на мотоцикл — все, что нужно знать
- Georg Tenno
- Ремонт и обслуживание
Карбюраторы в мотоциклах и скутерах — это устройства, принцип работы которых довольно прост: они просто смешивают топливо с воздухом. Затем эта смесь попадает прямо в камеру сгорания.
К сожалению, карбюраторы не лишены недостатков и требуют регулярного обслуживания. Как они устроены, как их регулировать и ремонтировать? Какие бывают карбюраторы?
Чистка и регулировка карбюратора – эти слова вызывают панику у многих владельцев мотоциклов и скутеров. Правильно? Карбюратор теоретически представляет собой простую конструкцию, но на практике он может быть очень сложным, трудно регулируемым и чувствительным к качеству топлива. Это более старое и надежное решение, чем электронный впрыск, и есть люди, которые не представляют езду на мотоцикле без карбюратора. Давайте разберемся, как обслуживать и регулировать карбюратор самостоятельно. Во многих случаях мы справимся с этим сами, сэкономив время и деньги. Заодно избежим неприятных ситуаций на дороге.
Что такое карбюратор
Каждому двигателю внутреннего сгорания необходимо топливо. Давайте сосредоточимся на бензиновых двигателях. Ну а топливо это смесь бензина и воздуха, которая попадает в камеру сгорания и там взрывается. Сегодня большинство мотоциклов в автомобилях оснащены электронным впрыском топлива. Это система, которая точно дозирует смесь и регулирует ее состав в соответствии с текущими потребностями двигателя.
Карбюратор мотоцикла — принцип работы
Работа карбюратора заключается в создании топливо – воздушной смеси, то есть смеси бензина и воздуха. Она находится во впускном тракте — работающий двигатель создает разрежение и подсасывает воздух. Одним из важнейших элементов карбюратора является жиклер, то есть место, где канал просто уменьшается в диаметре. Благодаря этому простому приему проходящий воздух ускоряется и снижает свое давление, высасывая бензин. Он распыляется через сопло в центре канала. Полученная таким образом смесь попадает в камеру сгорания, где происходит взрыв. И так несколько сотен или несколько тысяч раз в минуту.
Карбюратор мотоцикла - конструкция
Это основное описание. На практике карбюраторы имеют массу мелких улучшений и патентов. Каких? Это, например, дополнительный дроссель. Когда двигатель работает на холостом ходу, он имеет относительно малые обороты. Обычно это 800–900 об/мин для автомобилей, 650–850 об/мин для мотоциклов. В этой ситуации двигатель создает низкий вакуум, поэтому карбюратор вырабатывает обедненную смесь: много воздуха, мало бензина. Для предотвращения таких случаев в карбюраторе имеется дополнительный дроссель, который (при работе двигателя без нагрузки) позволяет отсосать дополнительную порцию газа, как правило, за пределы сопла. Другое решение – ускорительный насос. Когда мы прибавляем газу (открываем дроссель), инерция двигателя не позволяет ему разогнаться сразу. Насос чаще всего механически связан с дроссельной заслонкой и работает как шприц — впрыскивает больше топлива в форсунку.
Но это еще не все - так называемые всасывание. Это разговорное название означает систему, поддерживающую дозирование топлива во время запуска. При запуске двигателя трудно достичь скорости даже в несколько сотен оборотов в минуту, поэтому нет разрежения, которое бы засасывало воздух и распыляемый в нем бензин. Поэтому используется дополнительный аспиратор.
Другая система обеспечивает заправку сильно нагруженного двигателя. Чаще всего это клапан, который автоматически открывается при нажатии на газ и дает дополнительные дозы топлива.
Что происходит, когда мы убираем газ и тормозим двигатель? Здесь в дело вступает клапан моторного тормоза. Если вы уберете газ, он закроет систему холостого хода и ее дроссельную заслонку. В результате двигатель перестает сжигать топливо, оно к нему не подается. Другой клапан обеспечивает автоматическое выравнивание состава смеси при движении с переменной нагрузкой, т. е. при разгоне, торможении и движении в гору.
Типы мотоциклетных карбюраторов
Карбюраторы классифицируются по их положению: в моделях, расположенных вертикально, впрыск топлива может осуществляться вверх или вниз, есть и карбюраторы, расположенные горизонтально. Наиболее распространенным типом карбюратора, используемого в мотоциклах и скутерах, это карбюратор, сопло в котором направлено вниз. Это решение эффективно, но его недостаток – возможность залива свечей при запуске двигателя.
Карбюраторы делятся на три основных типа в зависимости от положения форсунки и направления впуска топлива:
Боковой аспиратор,
С верхним аспиратором,
С нижним аспиратором.
В каждом из этих типов различают карбюраторы:
однокамерный, т.е. с одним отверстием и носиком
двухкамерный, то есть два карбюратора, соединенные вместе
одноходовой, т.е. запитывающий сразу весь двигатель
многоходовой, где каждый проход обычно питает только один цилиндр.
Можно ли устанавливать мотоциклетные карбюраторы на автомобиль и наоборот? Теоретически можно, но не каждый двигатель и не каждый карбюратор. Это очень редкий вид тюнинга и редко бывает успешным. Автомобильные двигатели крупнее, поэтому требуют больше топлива, а мотоциклетный карбюратор не обеспечивает должной производительности. Кроме того, двигатель должен быть установлен под тем же углом, что и в мотоцикле, — а это под капотом может оказаться непростым.
Симптомы неисправности карбюратора
Сломанный или разбалансированный карбюратор не обеспечивает правильного сгорания. Результат - неравномерность оборотов, недостаток мощности в разных диапазонах оборотов, рывки, плевки несгоревшим бензином из выхлопа. Симптомы не обязательно должны появляться сразу. Они могут проявляться при ускорении, медленной езде, холостом ходу или подъеме в гору. Так проявляются дисфункции различных узлов карбюратора.
Хорошо знать!
Симптомы неисправности карбюратора могут проявляться и при движении в специфических условиях. Карбюратор только регулирует количество топлива по воздуху, а количество кислорода меняется с высотой. Карбюраторы, из низин, могут захлебнуться в горах, либо по-разному работать при перепадах температуры или влажности.
Чем почистить карбюратор мотоцикла?
После снятия продуйте воздухом и очистите бензином. Особых ресурсов для этого не требуется. Вы должны помнить, что карбюратор для мотоцикла представляет собой относительно небольшой элемент с патрубками небольшого диаметра. В нем осаждаются различные примеси, полученные из топлива. И они являются наиболее распространенными причинами проблем.
Большинство карбюраторов имеют специальный клапан, который позволяет промывать их бензином прямо из бака, не разбирая его. Поставьте емкость под клапан для стекающего топлива. Также стоит помнить, что это временное решение для промывки карбюратора при проблемах во время поездки.
Карбюратор мотоцикла лучше всего чистить после его снятия. Карбюратор необходимо разобрать, довести до идеального состояния и собрать обратно. Стоит обратить внимание на все каналы, клапаны и состояние уплотнений и заслонок. Поставив карбюратор на место, можно переходить к регулировке. Абсолютной ключевой проблемой является уровень топлива и положение поплавка в поплавковой камере. Он должен быть ниже форсунки, иначе топливо будет вытекать, а не высасываться из форсунки.
Единой инструкции по регулировке карбюратора мотоцикла не существует, поэтому обязательно следуйте инструкциям производителя. Нам просто нужно иметь описание, какой винт и клапан что регулируют и какие рекомендуемые изменения, например, если смесь слишком бедная, то винт смеси поворачивается на пол-оборота вправо.
Свеча colortune полезна при регулировке карбюратора. Это специальная сервисная свеча, которая вкручивается вместо обычной свечи зажигания. Она частично прозрачна и позволяет наблюдать за процессом сгорания в двигателе. Благодаря этому мы можем видеть цвет пламени в камере сгорания и на этом основании установить оптимальный состав смеси. Наблюдайте за пламенем при работе двигателя на холостом ходу. Если топливо горит желтым, смесь слишком богатая. Бело-синий цвет означает, что в смеси слишком мало бензина. Идеальный цвет пламени должен быть насыщенно-синим.
Затем пришло время отрегулировать остальные параметры карбюратора мотоцикла – здесь придется опираться на сервисную книжку. Помните, что каждый винт и клапан отвечают за что-то другое, а некоторые параметры работы двигателя можно определить только во время движения. Так что надо быть готовым к необходимости совершить несколько поездок, проверить реакцию на добавление газа, езду под нагрузкой или торможение двигателем.
Синхронизация карбюратора
В многоцилиндровых мотоциклах часто устанавливают не один карбюратор, а несколько - обычно 2 или 4. Проблемой может быть их синхронизация, т.е. получение каждым из них одинакового разрежения. Если карбюраторы работают по-разному, в одном цилиндре может быть идеальная смесь, в другом — слишком обедненная, а в третьем — слишком богатая. Устройство, называемое вакуумметром, используется для синхронизации карбюраторов мотоциклов. Это набор для измерения вакуума, трубки также входят в комплект. Примечание: иногда необходимо снять топливный бак, чтобы использовать вакуумметр. А так как разрежение измеряется при работающем двигателе, то стоит иметь емкость с топливом, которую мы можем повесить рядом с мотоциклом для подачи бензина в двигатель по топливным магистралям.
Наиболее распространенной причиной проблем с карбюратором является накопление грязи.
Каждый мотоциклетный карбюратор должен иметь специальные устройства для регулировки – это отверстия, закрытые винтами. После их откручивания вкручиваются переходники вакуумметра. Предварительно прибор необходимо отрегулировать – дело в том, что каждый манометр должен быть откалиброван одинаково. Комплект трубок соединяем в одну и подключаем к одному из карбюраторов. Затем настраиваем манометры так, чтобы все они показывали одинаковое отрицательное давление. Затем каждую трубку подключаем к отдельному карбюратору и проверяем разрежение во всех карбюраторах на прогретом, двигателе. Если один из них выделяется на фоне остальных, с помощью винта холостого хода приведите его в порядок.